, 65026, .
. " ", 9
/ 8 (048) 726-35-19
e-mail: [email protected]

ВОЗРОЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЪНЫХ МЕНЪШИНСТВ ЮГА УКРАИНЫ (НА ПРИМЕРЕ ЮГО-ЗАПАДНЫХ РАЙОНОВ ОДЕССКОЙ ОБЛАСТИ)

ВОЗРОЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЪНЫХ МЕНЪШИНСТВ ЮГА УКРАИНЫ (НА ПРИМЕРЕ ЮГО-ЗАПАДНЫХ РАЙОНОВ ОДЕССКОЙ ОБЛАСТИ)

Тема глобализации не нова и достаточно плотно изучается и обсуждается на всем постсоветском пространстве, особенно в последнее десятилетие. Под влиянием глобализационных процессов распалась Советская империя, а на ее прежней территории образовались независимые государства. Украина, на наш взгляд, все еще находится перед цивилизационным выбором, переживает исторический перелом, суть которого заключается в переходе от общественных отношений, основанных на тоталитаризме, на принципах авторитарной державы - к модели, сформированной на новой парадигме общественного развития.

Наше сообщение посвящено процессу возрождения национальных меньшинств и это далеко не случайно. Ведь украинская государственность своим возобновлением обязана влиянию в большей, если не решающей мере этнического фактора. Независимость Украины, за которую боролась, прежде всего, украинская нация, была поддержана большинством нетитульных народов с надеждой на свободное развитие в новом государстве. Глубокие демократические традиции совместной жизни разных народов и этнических групп на территории Украины, демократизация социальной действительности стимулировали процессы этнической самоидентификации и этнокультурного развития, дали им новый толчок.

Одесская область по национальному составу населения сильно отличается от других областных регионов Украины. В настоящее время здесь проживает более ста национальностей и народностей, а представители некоренной национальности составляют более чем 45 % населения области, в то время как в целом по Украине этот показатель составляет 26,4 %. Преобладающее большинство в области - украинское население 54,6 %, но здесь также проживают русские - 27,4 %, болгары - 6,3 %, молдаване - 5,5 %, евреи - 2,6 %, гагаузы 1%, белорусы - 0,8 %, поляки, чехи, албанцы, греки и др. Наибольшее разнообразие в национальном составе наблюдаются в юго-западных районах области, в Днестровско-Дунайском междуречье.

Всего в области насчитывается 88 населенных пункта с компактным проживанием населения национальных групп. Наибольшее их количество находится в Тарутинском - 23 селения и в Болградском районах - 18 селений.

За более чем пятнадцатилетний период процесса возрождения национальных меньшинств было допущено как множество досадных ошибок, так и позитивных достижений и деланий. Оставляя за рамками изложения многочисленные подробности, остановимся на основных позициях позитивной стороны:

1). Созданы национально-культурные общества и организации, а у болгар, молдаван и гагаузов национальные ассоциации;

2). Языки национальных меньшинств (болгарский и гагаузский) в общеобразовательных школах изучаются как факультативно, так и в качестве учебного предмета; молдаване имеют национальную школу; в некоторых селениях с болгарским населением школы перешли на болгарский язык преподавания (Каменка, Измаильского р-на, Васильевка и Огородное Болградского района).

3). Национальными Ассоциациями и отдельными национально-культурными обществами издаются журналы и газеты, бюллетени и литературные страницы на языках национальных меньшинств в городских и районных газетах.

4). В селениях с компактным проживанием национальных меньшинств, проведение национальных праздников, фольклорных фестивалей и других культурных мероприятий имеет системный характер.

5). В рамках национальных ассоциаций и культурных центров, при участии специалистов высшей школы, проводятся семинары и круглые столы, научно-практические и научно-теоретические конференции, на которых рассматриваются вопросы истории и культуры национальных меньшинств, а также актуальные проблемы современности.

6). Во всех селениях с компактным проживанием национальных меньшинств созданы ансамбли народной музыки и танца.

7). На Одесском радио и телевидении выходят в эфир программы на языках национальных меньшинств. Во многих селениях жители имеют возможность смотреть телеканалы Р. Болгарии, Румынии и Молдовы.

8). Издается художественная литература на болгарском, молдавском и гагаузском языках. Этим делом занимаются: национальные Ассоциации и национально-культурные общества, а также национальная редакция при издательстве "Маяк".

9). Изучением истории, культуры и языка народов Придунавья занимаются исследователи из Украины, а также Молдовы и Румынии, Болгарии и России. Результаты проведенных исследований, изложенные в научных статьях, тематических сборниках и монографиях подпитывают фундамент этнической самоидентификации.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что демократизация общественной жизни в стране и законодательная база Украины предоставляет возможность этническим группам развивать свою национальную культуру.

Глобализацию в контексте нашего исследования можно рассматривать как процесс ослабления традиционных территориальных, социокультурных и государственно-политических барьеров, некогда изолирующих народы друг от друга и наряду с этим предохраняющих их от внешних воздействий, и становление новой, "беспретенционистской" системы международного взаимодействия и взаимозависимости.

Одним из последствий влияния глобализационных процессов является вхождение юго-западных районов Одесской области в зону интенсивного международного приграничного сотрудничества. В г. Галац (Румыния) 14 августа 1998 г. представители Украины, Молдовы и Румынии подписали соглашение о создании еврорегиона "Нижний Дунай". Цель этого объединения - активизация международного приграничного и культурного сотрудничества, а также вхождение участников этого проекта в европейские экономические, торговые и научно-технические структуры.

Одесская областная государственная администрация своим распоряжением (№ 720/А-98 от 03.09.98 г. и № 10/А-99 от 06.01.99 г.) сформировала рабочие органы для своего представительства в еврорегионе. По поручению Президента Украины от 16.09.98 г. за № 324/24078-01 и поручением Кабинета Министров Украины от 18.09.98 г. за № 17972/2 был сформирован координационный совет по вопросам разработки региональной программы развития Придунайского района - в настоящее время такая программа создана.

В 1999 г. в Галаце, в 2001 г. в Измаиле прошли интерєтнические фестивали. Подобные и другие фестивали проходили и в последующие годы на территории каждой из сторон. Между тем, говоря о еврорегионе и о так называемом сломе барьеров, мы не впадаем в эйфорию и прострацию. Социокультурный обмен в целом ряде случаев выступает как "игра на понижение". На наш взгляд, еврорегион "Нижний Дунай" является ярким тому примером, в лучшем случае украинская сторона осталась на прежних своих позициях.

В крае, где моноэтничных селений почти нет, а есть селения болгаро-гагаузские, молддаво-болгарские, албано-болгаро-гагаузские, болгаро-украино-молдавские и т.д. (в зависимости от этнического большинства), не наблюдалось этнического капсулирования. Еще в начале ХХ ст. в Бессарабии и в частности на территории нынешней Одесской области (юго-западные районы), сложился обобщенный тип личности - бессарабца, для которого норма знание как своего родного, так и еще 5-7 языков народов, живущих на этой территории; любовь как к своей, так и к культуре соседствующих с ними народов.

В настоящий момент, когда идет процесс уничтожения сел, а с ними и микрокосма, питающего народную духовность, глобализация усиливает этническую аккультурацию. Последнее обстоятельство, как показывает мировой опыт, чаще всего приводит к ассимиляции и уничтожению этнических групп как таковых. Осознавая это, а, кроме того, имея печальный опыт "мостов дружбы" с Румынией, молдавские парламентарии не склонны больше к созданию каких-либо еврорегионов.

Говоря о последствиях аккультурации, в частности болгар Украины, исследователи выделяют три основных тенденции, по которым может пойти дальнейший этнический процесс. Это: 1) ассимиляция соответствующим этническим большинством; 2) утрата особенностей, отличающих их от болгар метрополии, нивелировка их культуры через систему мероприятий, таких как обучение в Болгарии, распространение болгарского литературного языка и вытеснение им диалектов, распространение образцов культуры метрополии, и превращение их, по сути, в болгарских иммигрантов, оказавшихся оторванными от родины, на чужбине, либо непосредственная их реэмиграция в Болгарию; 3) постепенное выделение их в самостоятельный этнос, связанный с болгарами метрополии своим происхождением, но обособившийся в отдельный этнический таксон со своей своеобразной культурой. Теоретически все эти варианты возможны, но мы все же считаем более реальным первый.

Анализируя более подробно многочисленные достижения и делания в области этнического возрождения национальных меньшинств Украины, мы приходим к выводу, что многие из них вызваны внешней инициацией со стороны национально-культурных обществ и стран метрополий. Но даже не это нас волнует, нас печалит отсутствие совместного Сопереживания, Соучастия - личность оказывается в качестве члена "одинокой толпы". Во всех проводимых мероприятиях отсутствует элемент, который Э. Фром называет ритуалом. Исключение составляет разве что православные религиозные ритуалы, но и они ограничены непримиримой борьбой между РПЦ Московского патриархата (большинство приходов в Одесской области), РПСЦ и РПЦЗ. В эту борьбу добавляет масла попытка государственных мужей создать свою украинскую национальную церковь.

Кризис глобализма и та мировоззренческая революция, которая лежит в основе данного феномена, - центральное содержание ХХ века, явившегося этапом перехода между двумя эрами: почти двухтысячелетней истории христианского универсума и неким не вполне еще осознанным постсовременным Новым миром, находящимся в становлении. Народы, проживающие в юго-западных районах Одесской области, в Придунавье, имеют уже большой багаж для возрождения народной культуры. Как процесс возрождения национальных меньшинств Украины будет развиваться дальше зависит как от усилий самих этнических групп, так и от взвешенной, и активной этнополитики Украинского государства.

Газета «Украйна: Българско обозрение»

: